Развивающая предметно-пространственная среда в группе ДОУ по ФГОС


Развивающая предметно-пространственная среда
в старшей группе ДОУ

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, педагоги, стремились создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.

При организации развивающей предметно–пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

  1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.
  2. Использование помещений спальни.
  3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Предметно–пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

  1. социально-коммуникативная,
  2. познавательная,
  3. речевая,
  4. художественно-эстетическая,
  5. физическая.

При построении предметно–пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:

  1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
  2. принцип активности, самостоятельности, творчества;
  3. принцип стабильности, динамичности;
  4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  5. принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
  6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
  7. принцип открытости – закрытости;
  8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.

Направление: художественно-эстетическое развитие

В Центре «Этот удивительный мир» размещены книги и энциклопедии для знакомства детей с разнообразными видами изобразительного искусства, в том числе и с живописью. Здесь ребята знакомятся с произведения живописи всех жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетная картина. Картины известных русских художников вызывают у детей чувство любви к Родине и гордости за нее. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений, с его помощью дети испытывают радость, волнение, восхищение при восприятии прекрасного, созданного в картинах, иллюстрациях.

Также здесь размещены альбомы и методические пособия по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством: дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписью. Рассматривая узоры, ребята учатся ориентироваться в различных видах росписи. Играя с матрёшками, ложками и другими предметами декоративно – прикладного искусства у детей развивается любовь к народному творчеству, уважение к работе народных мастеров.

В Центре «Творческая мастерская» для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и рисунков. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, поролоновые палочки, трубочки и зубные щётки для разбрызгивания красок, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Центр «Веселые нотки». Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в нашей группе создан музыкальный центр «Веселые нотки». Который помогает нашим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе. В центре размещены детские музыкальные инструменты: пианино, барабан, металлофон, гусли, аккордеон и др. Ко многим утренникам мы с ребятами изготавливаем инструменты своими руками из подручных средств и уголок пополняется новыми шумовыми инструментами: маракасы из пластиковых бутылочек, трещотки из пуговиц и многие другие. Здесь также находятся книги с детскими песенками, альбомы с репертуаром по возрасту детей, диски с классической музыкой.

Направление: речевое развитие

Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Направление: познавательное развитие

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

Центр «Экологии» включает в себя экологическую деятельность. Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские лопатки, пульверизатор, лейки и др. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин, открыток и альбомов типа «Гербарий», «Животный и растительный мир», «Насекомые», «Цветы леса и луга», «Дикие животные», коллекции природного материала и поделок из него, муляжей овощей и фруктов и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены макеты (макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с макетами способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна.

Центр опытно-экспериментальной деятельности «Почемучки» представлен в виде многообразия коллекций различных материалов (камни, резина, железо, дерево, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки и т. д. В процессе экспериментальной деятельности был создан альбом «Опытно-экспериментальная деятельность», в котором собраны проводимые опыты и эксперименты. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.

В Центре «ИКТ» размещены телевизор, DVD-плеер, магнитофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. Ноутбук используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций на телевизор.

Центр «Строительный» (конструктивный), хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, ковралиновое полотно «Воскобойный», наборы карточек на сопоставление цифры и количества, большое разнообразие раздаточного материала, магнитные наборы с цифрами, счётные палочки, представлены математические энциклопедии, пособия по изучению пространства и формы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки (различные виды мозаик, так и современные пазлы). При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобойный, «Монгольские игры», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Разрезной квадрат» Никитина и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр решает следующие задачи:

  • целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
  • воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

Центр «Мини-музей Энергия камней». Музей – эффективное средство познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Музей - это особое, социально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма. Мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в ребенке чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину. Мы создали в группе мини-музей под названием «Энергия камней», в создании музея участвовали не только педагоги с детьми, но и родители. В музеи размещена коллекция камней и минералов, информация о добычи полезных ископаемых в Самарской области, презентации о драгоценных камнях, методические пособия и многое другое.

Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

Направление: социально-коммуникативное развитие

Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.

В «Нравственно-патриотическом» Центре помещена государственная символика родного города, Самарской области и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, глобус земного шара. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Самарской губернии. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлены альбомы «Москва-столица нашей Родины», «Самара-Родина моя», «Город мой родной», «Природный мир Самарского края» и др.

В Центре «Сюжетно–ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы старших дошкольников весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Игровой материал помещен в коробки, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с картой района Металлург, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков, а также специальные автомобили-модули со спецодеждой. Мы думаем, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

«Театрализованный» Центр — это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно.

Центр «Мы дежурим». Дежурство имеет большое значение в воспитании детей, оно помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь. Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста – это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. В нашем центре имеются стенды дежурств по столовой, природному уголку и по занятиям. Для каждых дежурных имеются свои фартучки и отличительные карточки. В процессе дежурства у детей воспитываются уважение к людям, эмоционально-эстетическая чуткость к окружающей обстановке; формируется бережное отношение к природе.

Направление: физическое развитие

Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование (мячи, кегли, обручи, гимнастические палки), так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей (мешочки с песком, маски и медальки для подвижных игр). Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни (кольцеброс, боулинг, городки, баскетбол и другие). Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Для оптимизации двигательной активности детей мы используем помещение раздевалки. Здесь ребята могут поиграть в «классики», которые приклеены прямо на пол. Это позволяет развивать инициативу детей и двигательную активность, дает возможность индивидуального развития основных видов движений у ребенка.

Классики, классики, как живые часики
Классики, классики, главная игра
Влево-вправо, взад-вперед,
влево-вправо, взад-вперед,
А потом, потом... А потом…
А потом наоборот!

«Классики», казалось бы, простая игра, но она требует внимания, большой точности движений, умения сохранять равновесие. Поэтому помимо того, что она весьма веселая, но еще и развивающая.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. Поэтому мы обустроили уголок «Релаксации», где находятся настоящий фонтан, звуковые картины с изображением водопадов, механические певчие птицы и удобные пуфики и подушки. Ребята могут расслабиться, понаблюдать за мелодично падающей водой и послушать пение птиц.

В спальне также расположен «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения. Это уютное тихое место. Мягкие подушечки с различными животными, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса — все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

Взаимосвязь с родителями:

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи.

  • Основное условие Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.
  • Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».
  • В связи с этим современным дошкольным образовательным учреждениям необходимо ориентироваться на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции.

В раздевалке для родителей организованы информационные стенды, где можно ознакомиться с режимом работы детского сада, сеткой занятий воспитанников, о развитии детей в соответствии с возрастными особенностями детей.

В группе ведётся портфолио, где отражается жизнь наших воспитанников. Родители с интересом просматривают новые разделы и пополняют их новой информацией и фотографиями.

В рубрике «Это очень интересно», размещены консультации для родителей на актуальные для них темы. В папке «Мы растём» можно просмотреть антропометрические данные ребёнка и полезную информацию о здоровом образе жизни. Также в раздевалке располагаются папки-передвижки о временах года и безопасности детей, где родители могут найти много интересного для практического применения в своей семье.

Приводя ребёнка с утра в детский сад, родители могу ознакомиться меню и достижениями группы и воспитателей.

Забирая ребят из детского сада, родители с большим удовольствием рассматривают работы своих чад, которые красуются на выставке-витрине «Мы художники».

Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Вместе с родителями и детьми мы оформили уголки «Пожарная безопасность» и «Защитим права ребёнка». Родители не только беседовали с детьми о правилах пожарной безопасности, но и изготовили мини-макет. А также искали информацию о правах ребёнка в интернете и оформили папку по этой теме.

Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Наши родители создали группу в интернете, где можно выложить новые фотографии нашей группы и поделиться своими впечатлениями, поделиться наболевшими вопросами.

Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой наших детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

Дети – цветы, что цветут среди нас,
Как бы ни трудно нам было подчас.
Дарят они нам свою красоту,
Детскую радость и веру в мечту!
Каждый ребёнок получит здесь ласку,
Каждого встретит тепло и уют!
Каждую девочку, каждого мальчика
Здесь уважают, любят и ждут!

Воспитатель высшей категории МБДОУ ЦРР д/с № 455 г.о. Самара
Афанасьева Оксана Абударовна